ДИСЛЕКСИЯ
СЛОЖНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

 

 

Наши дети идут в школу, и у многих появляются трудности в усвоении школьной программы. Хотим представить Вашему вниманию информацию о том, как кинезиология справляется с этими трудностями.

Существуют различные трактовки понятия «дислексия». В широком смысле, это не полное усвоение или сложность восприятия новой информации, трудности при чтении или письме. Это не является психическим заболеванием, но является особенностью функционирования нервной системы человека.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Дело в том, что в процессе освоения жизненного пространства многие получают стрессы, которые вызывают дислексические нарушения. Дислексия ограничивает нашу жизнь, сужая рамки свободного освоения мира. Неспособность к той или иной дисциплине – это только малая часть проявлений дислексических нарушений, которыми страдают многие.

Причинами "нарушения функций обучения", известных под названием "дислексия", может стать как физическая травма, так и сильные стрессовые ситуации, произошедшие с ребёнком и сокращающие возможности обучения. Оно проявляется как потеря способности к обучению и освоению мира. Дислексические нарушения распространяются не только на чтение и на письмо, освоению мира также препятствуют те нарушения, которые мешают обучаться в школе.

Какие причины вызывают такие нарушения?

Травмы, стрессы, как перенесённые мамой во время беременности и родов, так и пережитые ребёнком в младенчестве, переживания и стрессы в детстве – всё это является причинами, вызывающими дислексические нарушения. Дислексию можно рассматривать как реакцию организма на стресс или последствия травмы, которая "помогает" человеку выжить.

Многие люди сейчас имеют дислексические нарушения, которые они вуалируют, придумывая себе прикрытие. Так, например, те, кто медленно и плохо пишут, начинают работать на компьютере или печатной машинке. Безграмотность компенсируется орфографическими программами в компьютере. Неспособность научиться завязывать шнурки помогает сгладить ботинки без них. Можно приводить бесчисленные примеры проявления дислексических нарушений у взрослых людей. Вы скажете: "Зачем тогда её исправлять, ведь так живут многие?" Нужно знать, что дислексия ограничивает освоение и восприятие мира. Трудно в ситуации постоянных изменений и прогресса жить человеку с дислексическими нарушениями. Скованность и комплексы неполноценности – вот только малая доля сложностей, которые она вызывает.

Если дислексические нарушения могут восприниматься у взрослых как их особенность, шарм, то для детей это катастрофа. Ребёнок, который никак не может понять математику – это беда для родителей. Откуда берутся такие проблемы,  что является их началом?

Многие годы термин "дислексия" звучал, как приговор. Часть таких детей отправляли в специализированные школы и они уже не могли вести нормальный образ жизни. Вспомним, что со способностью к обучению, прежде всего, связана возможность осваивать мир и получать новый опыт и знания. Нельзя сводить дислексию только к успехам прохождения школьной программы. Неспособность расширять свои знания о мире запирает ребёнка в узкую систему представлений, которая даёт ему мнимую безопасность.

Говоря о дислексии, нельзя не сказать, что она часто возникает не от физиологического разделения ткани в головном мозге. Зачастую главной причиной дислексии является нарушение межполушарных связей. Но почти всегда в каждом случае "нарушения функции обучения", известные как дислексия, развиваются в результате эмоционального стресса, полученного во время обучения. Этот стресс бывает настолько интенсивным, что "программы обучения" замирают в "мёртвой точке" из-за страха, страха боли и боли, как таковой.

ПРИМЕР. Девочка сильно боится, что учитель вызовет её к доске. Её самооценка слишком низкая для того, чтобы предстать перед глазами своих одноклассников. (В восемь месяцев, ребёнок попал в инфекционную больницу, по каким-то причинам маме не разрешили находиться рядом с ней. Для того, чтобы прокапать капельницы ребёнка привязывали к кровати. Это и оказался тот самый стресс-фактор, который повлиял на её низкую самооценку и на развитие страха публичного выступления). Она хорошо знает урок, но страх сковывает её. Учитель называет её фамилию, вызывая к доске. Скованная страхом, девочка еле отрывается от парты и идёт, обливаясь холодным потом и спотыкаясь, к доске. Увидев обращённые на неё взгляды, она теряет способность говорить и получает "2".

Как часто такое происходит в школах. Страх услышать свою фамилию привязывает ребёнка к произнесению её первой буквы. Что это влечёт за собой? В дальнейшем, если при чтении или написании текста он встречает эту букву, то происходит "замыкание" в мозгу. Такое "замыкание" не даёт адекватно понять и прочитать текст.

Такие же проблемы вызывают и цифры возраста:

  • "Как тебе не стыдно, тебе уже 8 лет, а ты как маленький".
  • "Ты стал большим, тебе уже 6 лет. А эта игрушка для маленьких".
  • "Видишь часы, они говорят, что тебе надо немедленно убирать игрушки и ложиться спать".

Эти и другие высказывания родителей могут создать стресс и, как следствие, дислексию. В первых двух случаях у детей будут проблемы с математикой. В третьем – ребёнок тяжело будет справляться с часами.

"Я всегда училась на 5, а ты у меня недотёпа" – кричит мама ребёнку. Встреча с 5, с тех пор, может вызывать дислексические нарушения.

"Будешь переписывать этот лист снова и снова, пока не напишешь его аккуратно", – заставляет учительница, перечёркивая страницу школьной тетради. Ребёнок остаётся после уроков и долго переписывает страницу, замирая от страха. Такой ребёнок может потом всю жизнь писать очень аккуратно, но на этом его развитие и закончится. Возможно, этот ребёнок мог бы стать знаменитым математиком или писателем.

Можно приводить очень много примеров того, как начинается дислексия и последствий, которые она вызывает в жизни человека.

Дислексия не ограничивает жизненные возможности, человеческий разум может найти обходной путь, вокруг этих "мёртвых точек". Эти "мёртвые точки" становятся запретным продвижением в определённую сторону развития. Многие, страдающие дислексией, реализуются в других направлениях. С годами люди учатся обходится без этих направлений: "У меня плохой, неразборчивый почерк, но я хорошо печатаю на машинке", "Я плохо разбираюсь в математике, но мне это теперь и не нужно", – говорят они. Как много дорог мы закрываем себе, научившись обходиться без них.

Ленивых детей не существует, есть определённые причины плохой успеваемости. Уже после первой коррекции идут хорошие результаты. У детей помимо того, что повышается успеваемость, есть ещё один плюс, у них появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка и осознание того, что ни такой уж он плохой, глупый и ленивый, каким считают его окружающие.

Через несколько десятилетий мир станет другим, и нашим детям предстоит вписаться в него. Предполагается, что в 2020 году появятся профессии, которых не существует сейчас, и мы не можем дать детям сейчас тех знаний, которые могут им потребоваться в будущем, однако мы можем научить их учиться, мы можем научить их поддерживать высокие стремления развивать мотивацию, и это уже не мало.

 

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

 

Предлагаем Вашему вниманию несколько простых, на первый взгляд упражнений, с помощью которых можно улучшить качество обучения у школьников и студентов. А так же это полезно и тем, кто по роду своей деятельности занимается умственной деятельностью или много просиживает у компьютера.

Почему одни дети учатся хорошо, а другие учатся плохо, несмотря на все те многочисленные образовательные программы, которые придумывают учителя для улучшения успеваемости учеников? Дело в том, что некоторые дети могут "перестараться" и "выключить" механизм взаимодействия отделов мозга, участие которых необходимо в процессе запоминания. Информация поступает в заднюю половину головного мозга в качестве "восприятия", но не поступает в переднюю половину как "выражение". Таким образом, это неумение выразить свою мысль является главной причиной плохой успеваемости ребёнка.

В конце прошлого века доктора Пол Деннисон и Гейл Деннисон создали свою гимнастику, чтобы помогать детям, испытывающим сложности в обучении. Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности. Эти упражнения, взятые из таких древних наук, как йога и акупунктура изменены с учётом потребностей человека, живущего в наш современный век высокоразвитых технологий.

Сейчас ее активно используют люди всех возрастов и профессий — она повышает работоспособность, увеличивает творческие способности, помогает снять стресс.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле, использовать прежде неиспользованные области мозга. Ребёнок учится воспринимать новую информацию и выражать свою мысль. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

Существует несколько базовых упражнений:

Упражнение "Перекрёстные шаги и прыжки" (можно под музыку или пение). – Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперёд. В стороны, назад.

Следующим этапом можно усложнить упражнение: совместить движения рук и ног с движениями глаз во всех направлениях (круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки). Ещё более продвинутое исполнение упражнения, это добавить ко всему прочему счёт от 1 до 10, или напевать песенку.

Эффекты:

  • используется в гимнастике в качестве разогревающего упражнения;
  • хорошо перед мозговым штурмом — активизирует лобные доли головного мозга;
  • развивает координацию и ориентацию в пространстве;
  • повышает уровень жизненной энергии.